История метода
Ещё до появления песочной и арт-терапии Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии, помимо сеансов психоанализа, уделял большое внимание работе пациентов с книгами по искусству.
Особенно ярким примером, стала дочь Рокфеллера — Эдит, когда девушка на почве бессодержательности своей жизни впадала в депрессию.
Она учились рисовать и сравнивать с произведениями искусства образы из своих снов.
Эдит стала заниматься творчеством, преобразилась, стала более утонченной и жизнерадостной.
Последователи Юнга, создали метод песочной терапии. Песочные картины, созданные детьми, были отображением их мыслей и переживаний, что стало открытием в психотерапии.
Особенности метода (в чем польза):
Особенностью метода является то, что художественные образы, отражают все подсознательные процессы, включая страхи, воспоминания, конфликты и мечты.
Для детей это просто незаменимая среда, где они могут мягко соприкоснутся с тем, что тревожит или пугает, отыграть эти сценарии и приобрести новый опыт в безопасных условиях.
Работа с песком обращается к внутренним, внутренним ресурсам ребёнка и тесно связанными с его способностью к самоисцелению и творческими возможностями.
Это помогает осознать себя и быть успешнее, в непрерывно меняющемся мире.
Задачи метода (какие проблемы решает):
Песочная терапия — это мощнейшая техника, не имеющая противопоказаний.
Она прекрасно работает и с взрослыми, но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса!
Она помогает отыграть непрожитые эмоции, дать выход истинным чувствам и мыслям,
в мирной форме выпустить агрессию, улучшить коммуникацию, справиться со страхами, повысить самооценку и просто получить удовольствие от процесса!
Принципы метода (как это работает):
При помощи песочницы и маленьких фигурок малыш проигрывает ситуацию, которая его волнует.
Рисуя картину из песка или играя, малыш раскрывается и в этот момент проявляется его внутренний мир,
Предложите ребёнку превратиться в волшебника и создать свой собственный мир или целую планету, волшебный лес или город будущего,
всё, что наиболее соответствует возрасту малыша, дав ему полную свободу действий в полете фантазии!
Вы можете показать, как строить ландшафты из песка, создавать реки и моря, использовать фигурки деревьев и животных.
Отключите внутреннего критика и творите вместе, дав полную свободу фантазии,
тогда вы придумаете массу новых и замечательных игр, которые легко реализуются в песочнице!
Здесь можно всё!
И ребёнок удивит вас своей фантазией и подходом к делу!
Через такие игры высвобождается энергия для развития и обучения.
Другими словами, к ребенку возвращается его собственная внутренняя сила.
Показания к терапии. Требования к педагогу:
Когда обращаться к специалисту?
Это случаи, когда вы замечаете, что без видимых причин у ребёнка нарушается аппетит или сон.
Если вы заметили, что ребёнок излишне замкнут, стеснителен или пуглив.
Когда после событий, затрагивающих жизнь ребёнка, вы наблюдаете резкое изменение в поведении или настроении малыша.
Здесь стоит прояснить ситуацию с психологом.
При выборе специалиста, обязательно обратите внимание на его опыт и образование, чтобы не нанести вред ребёнку.
Совет психолога родителям: как расшифровать знаки
Чтобы процесс игры в песочнице приносил пользу ребёнку, предоставьте ему полную свободу действий и творчества – ребенок сам может выбирать, какие игрушки ему хочется поставить в песочницу, и что с ними делать.
Это мир вашего ребенка, и в нём он полноправный хозяин – кого хочет закапывает, кого хочет возвышает, -
словом выражает свои мысли и чувства, а родители здесь просто наблюдают за происходящим.
Оставьте советы, пусть он выразит свои чувства.
Помогайте, если только малыш сам вас об этом просит!
Узнать, что происходит в его мире, или что-то прокомментировать, можно используя правильные вопросы:
- Это открытые вопросы.
Например: - кто это у тебя? Вместо вопроса: что это за монстр?
Для вас это может быть монстр, а для ребёнка положительный персонаж или даже спаситель.
- Очевидные вопросы.
Отражайте то, что происходит в песочнице, но без критики.
Например: если вы видите, что у ребёнка в песочнице стоит дерево, на котором живёт кролик, вы можете задать ему вопрос: я вижу, у тебя кролик живёт на дереве?
Ребёнок с удовольствием вам ответит – так ли это, или, может быть, кролик залез туда по каким-то другим причинам.
Но если вы будете утверждать, что так не бывает, и обучать, что кролики на деревьях не живут, а живут в норах, и у ребёнка в игре всё неправильно, то это может сработать на снижение самооценки ребёнка и запрет на творческое проявление себя.
- Отраженные ответы ребенка.
Например, вы спросили: - Это кто? – Кошка. – А куда идёт эта кошка? - Она идёт к своему другу.
И здесь вы начинаете зеркалить: я вижу, что кошка отправилась к своему другу.
В этот момент ребёнок будет видеть, что вы внимательно и уважительно относитесь к его игре, что вы слышите, что он говорит, и что вы принимаете это так, как есть, без попытки исправить и научить.
Когда нам позволяют быть естественными, быть собой, и происходит процесс исцеления и гармонизации.
Через некоторое время после таких игр Вы заметите, что эмоциональное состояние ребёнка и его поведение изменились. Срок у каждого свой, но если игра построена правильно - это произойдёт.
Это будет означать, что новый опыт, который ребёнок приобрёл в играх с песком, встроился в систему его мировосприятия и стал проявляться в реальной жизни.
ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ "ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПИИ"
ПОЛНЫЙ СБОРНИК УРОКОВ РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ И АРТ-ТЕРАПИИ - ЗДЕСЬ
Комментарии